Воронцов Михаил Семенович(1782–1856), государственный деятель, генерал-фельдмаршал, светлейший князь, почетный член Петербургской Академии наук (1826). В 1844–1854годах – наместник и Главнокомандующий войсками на Кавказе с неограниченными полномочиями.
По Императорскому «высочайшему повелению» М.С.Воронцову разрешили строительство в Осетии завода с названием «Алагирский серебро-свинцовый завод». Весной 1853г. состоялось торжественное открытие завода. 21 мая был получен первый слиток чистого серебра весом 26, 5 фунта… Горный начальник Иваницкий под орудийный салют торжественно преподнес первый сплав М.С.Воронцову. Тот, в свою очередь, отправил слиток серебра Николаю I. По указанию императора из серебра были изготовлены сосуды для Исаакиевского собора и строившейся в Петербурге церкви. На них была сделана надпись: «Изготовлено из первого серебра, выплавленного на Алагирском заводе 21 мая 1853г.»
См.:
Кони Анатолий Федорович (1844–1927) – выдающийся юрист–оратор, ученый, литературовед, публицист, педагог второй половины 19 века, читал лекции во многих учебных заведениях Петербурга. Был близко знаком с Коста Хетагуровым. Знакомство произошло 28 марта 1899г. в Санкт–Петербурге, куда поэт приезжал искать защиты своих прав от произвола царского ставленника, начальника Терской области генерала Каханова. Об этом он сообщал также в письме к А.Цаликовой: «…Я побывал у сенатора Кони. Он очень горячо принял к сердцу мое положение, но с прискорбием объявил, что теперь нечего нельзя поделать» В декабре 1998г. в Москве возле здания гуманитарных факультетов МГУ на средства осетинки А.Сориевой, засуженного юриста РФ, открыт памятник А.Кони (Скульптор А. Семынин, архитектор А. Великанов).
См.:
Миллер Всеволод Федорович (1848–1913), русский фольклорист, языковед, этнограф, археолог, академик Петербургской АН (1911). Автор трудов об осетинском языке, фольклоре и мифологии. Записанные и переведенные им произведения осетинского фольклора опубликованы в книге «Осетинские этюды» (в 3-х т., 1883г.). В. Миллер шесть раз побывал в Осетии. Собранные им фольклорные тексты на осетинском языке и в переводе на русский и немецкий язык были опубликованы в следующих изданиях: «Осетинские тексты», «Осетинские сказки», «Пять дигорских сказок», «Дигорские сказания и т. д.».
«Заинтересовавшись осетинами сначала только с историко-этнографической стороны, как потомками аланов и сарматов… я увидел перед собою народ живой, способный, интеллигентный, бодрый… Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту осетин ».
Клапрот Генрих–Юлиус – немецкий лингвист–ориенталист, академик Российской Академии. В 1807–1808годах побывал во многих селах Осетии. Особый интерес проявлял к языку, истории и этнографии осетин. Сообщаемые Клопротом сведения об общественном строе осетин, их занятиях, жилищах, одежде, религиозных верованиях представляют большой интерес для истории и этнографии осетинского народа. Материалы Клапрота об осетинах впервые были напечатаны в сокращенном виде на русском языке Г.Кокиевым. «К наиболее замечательным народам, населяющим Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта… осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы…осетины являются, вероятно, наиболее легко поддающимся цивилизации народом Кавказа»,– писал Ю.Клапрот.
См.:
Рерих Николай Константинович (1874–1947), русский живописец и художник, археолог, писатель. В 1933г. в Париже был издан журнал «Осетия» Комитетом осетиноведения при Европейском центре музея академика Н. Рериха. В письме из Индии от 17 мая 1932г. Рерих, благодаря за избрания его Почетным председателем Комитета осетиноведения, писал: «…это избрание еще раз напомнит мне о моих сердечных отношениях с Кавказом. Не могу не вспомнит, что мое первое общественное выступление было в 1895г. в Петербурге на Кавказском вечере, где мною были поставлены живые картины героического Кавказа… Древняя родина осетин вызывает представления о славе и высокой культурности аланов… Счастливы должны быть осетины, измеряя, славные корни свои».
См.:
Шегрен Андрей Михайлович, ученый филолог с мировым именем, судьба и научная деятельность которого во многом связана с Осетией и Осетинским языком. Он по праву считается основоположником научного осетиноведения. Родился в 1794г. После завершения своего университетского образования в 1819г. Шегрен получает ученую степень доктора философии и в апреле 1820г. переезжает в Санкт–Петербург, где устраивается в Румянцевскую библиотеку в качестве библиотекаря. Шегрен посетил Северную Осетию и опубликовал данные об осетинах в Записках Петербургской Академии.
Вклад Шегрена в кавказоведения получил высокую оценку Российской Академии наук Петербурга и зарубежной научной общественности. В 1844г. после выхода его знаменитой «Осетинской грамматики» на русском и немецком языках он был избран ординарным академиком по филологии и этнографии финских и кавказских языков, был удостоен за указанный труд Вольнеевской премии – золотой медали и денежного вознаграждения; датский же король наградил Шегрена орденом Данеброга III степени.
В письме к Президенту Императорской Академии Шегрен писал: «Во Владикавказе я посвятил продолжению изучения осетинского языка, вне всякого сомнения, самого важного из языков Кавказа из-за его связей с основными языками Европы и Азии большой индоевропейской группы…»
См.:
Шифнер Антон Антонович – ориенталист, с 1852г. академик Санкт-Петербургской академии наук. Ему принадлежит ряд ценных работ по изучению языков кавказских, финно-угорских и тибетских. В 1868г. в Санкт-Петербурге под редакцией Шифнера были изданы тексты по народной поэзии осетин, собранные Даниилом Чокнадзе и Василием Цораевым.
См.: Шифнер А. Осетинские тексты // Мах дуг.– 1998.– №2.– С. 99–114.
Тихонов Николай Семенович (1896–1979). Видный русский писатель, общественный деятель, родился и жил в Санкт-Петербурге. Не раз бывал на Кавказе, путешествовал по горным тропам Осетии, изучал быт и нравы горцев. За большие заслуги в развитии осетинской литературы (очерки об Осетии, стихи, рассказы, статьи о творчестве Коста Хетагурова и осетинской поэзии, переводы произведений Коста на русский язык) удостоен премии Коста Хетагурова в 1965г.
«Прошли годы. Давно нет той бедной, отсталой Осетии, которую знал и любил мучительной любовью Коста. Есть новая, светлая, богатая талантами и природными богатствами красавица – Осетия… »,– писал Н.С. Тихонов.
См.:
Рождественский Всеволод Александрович (1895–1977). Ленинградский поэт, переводчик, литературовед. Не раз посещал Кавказ, бывал в Осетии. Тема Кавказа нашла свое воплощение в стихотворениях поэта «Кавказская встреча», «Охотник Вассо», «Цей» и др.
«Если б родиной была мне
Та страна, где на восток
Бьет дорогу в сизом камне
Цея снежный кипяток,
Где в лиловый час заката,
У подножья ледника,
Кувыркаясь, медвежата
Лижут гладкие бока…
Я бы знал, что песне надо,
Знал, чем счастлив человек…»
См.:
Павленко Петр Андреевич родился в Санкт–Петербурге в 1899г. Прозаик, киносценарист. Долго жил и работал на Кавказе, здесь он начал свою литературную деятельность. В 1942–1943г., когда шли ожесточенные бои в предгорьях Кавказа, Павленко бывал в Северной Осетии. Битва за Кавказ получила отражения в его очерках «Удар по немцам в районе Владикавказа», «В освобожденной Осетии» и др., написанных для газеты «Красная звезда». «Один из самых передовых культурных народов Северного Кавказа – осетинский народ. Слово «осетин» с уважением произносится на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми и честными воинами», - писал Павленко П.А. (Говорит Северная Осетия.- Орджоникидзе, 1943.–С.39–42).
Никитин Николай Николаевич (1895-1963), прозаик, очеркист, драматург из Ленинграда. Автор романов «Это было в Канаде» и «Северная Аврора». В романе «Северная Аврора» показана борьба советского народа с англо–американскими интервентами на Севере России. Один из героев романа –Хаджимурат Дзарахохов – осетин, активный участник борьбы с англо–американскими интервентами на Севере России.
См.:
Берггольц Ольга Федоровна (1910–1975), русская писательница, лауреат Государственной премии СССР. Автор лирического произведения о героической обороне Ленинграда, поэмы «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Первороссийск», автобиографическая книга «Дневные звезды».
В поэме «Твой путь» есть несколько упоминаний о Мамиссоне, отражены впечатления 1930г, когда двадцатилетняя Ольга, будучи студенткой Ленинградского университета, проходила журналистскую практику во владикавказской газете «Власть труда». Редакция охотно предоставляла возможность побывать Ольге Берггольц, в разных уголках Северной Осетии: в Мизуре, Садоне, проехала по Военно-осетинской дороге, была на Мамиссонском перевале. Обо всем она восторженно рассказывала товарищам по журналистской бытовой «коммуне», в доме №40 на Надтеречной улице, неподалеку от мечети. Поездки по северной Осетии вызвали у нее повышенный интерес к литературе и культуре осетин. Много интересного для себя узнала из уст М.Камбердиева
См.:
Городецкий Сергей Митрофанович родился в Санкт–Петербурге в 1884г. Умер в 1967г. Поэт, прозаик, переводчик, критик. Посетил Северную Осетию в 1939г. Принимал активное участие в торжествах по случаю 80-летия со дня рождения Коста Хетагурова, посвятил ему стихи.
«Коста Хетагурову
Здравствуй, песенник бессмертный,
Друг народа беззаветный,
Наш любимый друг Коста!
Рано ты унес в могилу
Эту песенную силу,
Рано ты сомкнул уста»
См.:
Верещагин Василий Васильевич, один из крупнейших русских художников, в середине 1863г., покинув Академию художеств, отправляется в творческую поездку на Кавказ. Кавказская тема нашла отражение в работах художника: «Осетин Измаил»(1863), «Армянин из Моздока»(1863), «Джигитовка», «Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла» и др.
Художник Верещагин участвовал в военных действиях 1877– 1878г.г. на Балканах, лично наблюдал добровольцев из «Осетинского дивизиона» и записал о них следующее: «Какой же видный народ осетины, молодец к молодцу, точно как на подбор. Что мне в особенности бросалось в глаза у осетин, это их осанка и посадка. Каждый осетин имел походку точно князь какой и выступал важно, степенно, с чувством собственного достоинства».
См.:
Гагарин Григорий Григорьевич, потомственный князь, сын российского дипломата Г.И.Гагарина, сам дипломат, ученик художника Карла Брюллова, более двадцати лет отдавший военной службе, Вице–президент Академии художеств. Художник Гагарин прожил долгую интересную жизнь, и Кавказкий период был наиболее значительным в его творчестве.
С мая 1840 по 1856г. с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. Зарисовки из дорожного альбома являются живым свидетелем того времени. Гагариным созданы прекрасные портреты жителей Кавказа « в национальном одеянии Благородного Хасбулата–осетина, Моздокского казака и т.д». Им оставлены виды Военно-Грузинской дороги, развалины Татартупского минарета, а на акварели запечатлена панорама Владикавказа 1840годов.
Найденные сотрудниками Северо-Осетинского Фонда культуры документы дают основание предполагать, что рисунок, ставший основой Герба г. Владикавказа сделан также рукой Г. Гагарина.
См.:
Чернецов Никанор Григорьевич. В историю русского искусства вошли имена братьев Чернецовых: старшего Григорьева и младшего Никанора – современников Пушкина. Окончив Академию Художеств в Петербурге, Никанор отправился на Кавказ, где прожил около двух лет.
Вернувшись в Петербург в 1831г., Чернецов привез с собой около 300 кавказских рисунков: «Древний минарет на Кавказе…», «Кавказские горы близ Мечетинского поста», «Между Владикавказом и Ларсом», «По дороге от Владикавказа в Тифлис через Кавказские горы», и др. Кавказский альбом художника хранится в Русском музее в Санкт–Петербурге.
См.:
Савина Мария Гавриловна, выдающаяся русская актриса, блистала не только на сцене столичного Императорского Александровского Театра, начиная с 1879, она периодически выезжала с гастрольными спектаклями в разные города России.
«…Военно-Грузинская дорога свела меня с ума, а в Дарьяльском ущелье я испытала священный ужас. А милый Владикавказ, – там голубые небеса и фиолетовые горы. Вообще я в полном восхищении и эти два месяца считаю лучшим временем моей жизни…», – так писала Савина в письме к А.Ф. Кони о своих гастролях по Югу России.
См.:
Соловьев-Седой Василий Павлович, композитор, народный артист СССР, Герой труда, лауреат Государственной и Ленинской премии. Не раз бывал в Осетии. В газете «Ленинградская правда» за 1967г. была опубликована статья Соловьева–Седого «Высокое вдохновение»: «…Молодая музыкальная культура этой республики расцвела также пышно и стремительно, как природа этого изумительного края…Нам, ленинградским музыкантам, приятно сознавать, что и мы внесли свою лепту в строительство музыкальной культуры Северной Осетии. Даровитый молодой композитор Осетии Илья Габараев, учился в нашей консерватории, был несколько лет в Ленинградском отделении Союза композиторов РСФСР. Наши композиторы бывали у своих осетинских коллег, знакомили их со своим творчеством. Теперь мы счастливы приветствовать посланцев музыкального искусства земли Иристона на нашей ленинградской земле!»
См.:
Владимир Высоцкий во Владикавказе
Владимир Гольдман и Владимир Высоцкий у мечети в городе Орджоникидзе (Владикавказе). Фото Евгения Андреевича Моисеенко. 10 октября 1978 года.