Page 22 - МАТРОНА
P. 22

то из близких, кому пора уже возвратиться, готовность встретить соседа, если он забредет на
               огонек, да и любого, постучавшегося в дверь. Хорошо, когда человек ждет кого-то. Ожидание
               спасает от обыденности, наполняет душу чувством, осветляет мысли, таит в себе радость
               будущей встречи. У ждущего всегда приподнятое настроение – вот-вот, кажется, и наступит
               тот благостный час, то чудо, мечта о котором живет и умирает вместе с самим человеком: вот
               явится Божий посланник с Божественной вестью, все переиначится в самом твоем существе
               и откроется для радости и счастья. Но если ты никого и не ждешь, знай все же – кто-то
               обязательно придет, ты не останешься один. А она сама? Ждет ли она кого-нибудь? Есть ли у
               нее кто-то близкий, родной? На чье появление может надеяться она в этот поздний вечер? Ни
               на чье, некого ей ждать. Разве что бессонницы дождется она в эту долгую ночь. Будет лежать
               в постели и слышать шелестящий шепот призраков. Дом ее стал пристанищем теней. Или
               она   сама   дожила   до   того,   что   от   нее   осталась   только   тень.   Можно   сравнить   ее   и   с
               надмогильным камнем, под которым покоится в земле высохший скелет: камень нужен лишь
               для того, чтобы напоминать любопытствующим, что эти кости тоже когда-то были человеком.
               Однако кому оно нужно, такое свидетельство? Если человек при жизни совершал благие
               деяния, его и без камня не забудут, а если нет – забудут и сам камень как бы высоко он не
               торчал над землей. Дела человеческие нуждаются в живых свидетелях, только в этом случае
               они могут служить примером и назиданием. Может, люди для того и живут вместе, чтобы
               иметь возможность постоянно свидетельствовать друг другу. Один лишь Всевышний творит
               дела свои в одиночку, потому, наверное, почти никто и не верит в Него. И ей не верят. Не
               было у нее свидетелей, когда она спасла от мести поганого Егната свое единственное дитя, и
               люди разнесли молву, что она променяла сына на харчи. Что же лучше – людское доверие или
               правда собственной души? Если знаешь, что ты прав, можно равнодушно воспринимать и
               хулу, и упреки, спокойно взирать на старания людей, с упоением накладывающих на тебя
               позорное клеймо. Можно не беспокоиться даже о том, поймут ли тебя когданибудь, признают
               ли твою правоту. Но жить так трудно. И потому, наверное, боясь друг друга, люди стараются
               скрыть свою суть, замуровать душу, и сколько ни бейся с такими, нипочем не разгадаешь, кто
               из них хороший, плохой, праведник, грешник, умный, глупец – все порядочные как будто, все
               в масках…
                     Окна в селе еще светились. Жизнь текла, как обычно. Жены лицемерили с мужьями,
               дети старались подражать родителям, надеясь на пустую похвалу. А небо все темнело, и тьма
               надвигалась на землю сурово и неотвратимо, во всей своей первозданной и дикой сущности;
               соседский щенок боялся темноты и отчаянно лаял, чувствуя себя ничтожно малым в этом
               жутком мире. На лай его стали отзываться и другие собаки. И Матроне вспомнилось, как она
               испугалась пьяного Бага. Сравнила себя с соседским щенком и подумала: кто же из нас
               несчастней?



                                                               9



                     Едва она сомкнула глаза, как они пошли перед ней – тени, тени…
                     Одна из них приняла облик мальчика, ее сына, и вот он стал посреди комнаты; слезы не
               текли по его щекам, бурлили в глазах в каком-то жутком водовороте.
                     "Зачем ты променяла меня на харчи?"
                     "Сынок, – ответила она, – неужели и ты поверил злоязычным людям? Я увела тебя
               отсюда, чтобы спасти тебе жизнь. У меня не было другого выхода".
                     "Да, да! Не было выхода! – завопил он. – А кто это может подтвердить? Даже волчица
               не бросает своего детеныша, чтобы спастись от голода! А ты бросила!"
                     "Сынок, сынок, – увещевала она, – если ты матери своей не bephx|, какой же свидетель
               сумеет убедить тебя?"
                     "Матери? Как ты смеешь называть себя матерью?!"
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27