Page 154 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 154

много в нем отозвалось!» Поэт словно писал о себе — все русское в
                  высочайшем смысле и качестве выразил, как никто другой, именно
                  он! Масштаб души и всепроникающий взгляд русских, демократизм и
                  ошеломляющую простоту культуры этой нации, ее верность прошлому
                  и моторную тягу в будущее через доброту и справедливость — все это
                  выразилось в поэте с такой разрушительно-созидательной силой, что
                  мы   до   сих   пор   не   можем   опомниться   и   поверить   в   возможность
                  подобного...
                        У каждого свой Пушкин... Мой, прежде всего, титан мысли! От
                  мощи мысли — мощь чувственного, феноменальное мастерство, охват,
                  за пределами которого не остается ничего!..
                        Одной из главных и неповторимых особенностей поэта, на мой
                  взгляд, явилась способность, говоря об одном, — говорить обо всем.
                  Разве его Годунов — фрагмент истории? Это вся история русского
                  народа.
                        Его «Маленькие трагедии» огромны, как горные кряжи, вершины
                  которых   не   видны   за   облаками,   и   поражают   способностью   поэта
                  увидеть за фарсом — драму, в драме — трагедию, и наоборот, исходя
                  из   положений   и   характеров   фигур   шахматной   партии,   в   которой
                  невозможно предугадать ни один ход ни со стороны автора, ни со
                  стороны персонажей, — мат поэт ставит себе, человек неисчерпаем,
                  бесконечен, непредсказуем...
                        «Повести Белкина» — узел, из которого развязалась вся русская
                  проза,   а   его   сказки   —   окно   в   колодец,   на   дне   которого   дышит   и
                  серебрится лицо нашей древней Праматери...
                        Пушкин   прост.   Но   это   простота   компьютера   в   век   неолита...
                  Русскому языку он советовал учиться у московских просфирен: «Они
                  говорят удивительно чистым и правильным языком»,  — писал он.
                  «Должно бы сказать: рано поутру, а они пишут: едва первые лучи
                  восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба...» — так
                  поэт проклял виньетки и украшательства. «Да говори просто — ты
                  довольно умен для этого». Это тоже Пушкин. Мы по праву считаем его
                  основоположником классического русского языка, а ведь до него были
                  Державин и Сумароков — целая плеяда писателей и академиков, и
                  только   ему   удалось   выстроить   здание   русского   языка   сообразно
                  потаенной логике этого языка, закрепощенной невежеством толпы и
                  подражателей, — первые его жевали с кожурой, вторые кипятили до
                  дистилляции, атрофии и безвкусия...
                        «Проза   наша   так   еще   мало   обработана,   что   даже   в   простой
                  переписке   мы   принуждены   создавать   обороты   для   изъяснения
                  понятий   самых   обыкновенных,   так   что   ленность   наша   охотнее
                  выражается на языке чужом, коего механические формы давно готовы
                  и всем известны».
                        Говоря о механических формах, поэт намекал на французский —
                  без всякого желания унизить прелесть и возможности чужого языка,



                                                               152
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159