Page 156 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 156

воздушность — воистину, как «пух Эола...»
                        Никто, как Пушкин, не одухотворял природу. Она у него всегда
                  живая и всегда праздник!
                        «Унылая   пора...   Очей   очарованье...»   —   вот   ведь   как!
                  Непосвященный воскликнет: «Не может быть! — Прекрасная пора!
                  Очей очарованье!» Но это будет не Пушкин!
                        Никто, как поэт, не проводил резкой грани между простомыс-
                  лием   и   просторечием.   Он   писал:   «...Но   эта   прелесть   отделки,
                  отчетливость в мелочах, тонкость и верность оттенков, все это может
                  ли быть порукой за будущие успехи его в комедии, требующей, как и
                  сценическая живопись, кисти резкой и широкой?» Он был убежден,
                  что «...ум не может довольствоваться одними игрушками гармонии,
                  воображение требует картин и рассказов».
                        Восторженный   романтик   и   суровый   реалист,   нравственность
                  которого   кажется   недосягаемой   белой   вершиной   в   космической
                  синеве, понимал, что «поэзия выше нравственности — или по крайней
                  мере совсем иное дело». Поэт писал: «Господи Суси! Какое дело поэту
                  до добродетели и порока? Разве их одна поэтическая сторона?» Это
                  заявление художника, стоящего на седловине двух мощных стволов
                  одного дерева, понимающего диалектическую связь между Добром и
                  Злом! С верой в добро и с ненавистью ко злу он никогда не опускался
                  до   примитивного   деления   человеческого   феномена   на   хорошее   и
                  плохое... Нравственность он понимал, как свойство души, проходящей
                  мучительно   трудный   экзамен   в   школе   жизни,   а,   может,   на   ее
                  безжалостной арене...
                        Отсюда сложность, многомерность, противоречивость почти всех
                  характеров и персонажей его произведений. Он метко замечает, что:
                  «...иногда ужас вызывается смехом. Сцена тени в Гамлете вся писана
                  шутливым   слогом,   даже   низким,   но   волос   становится   дыбом   от
                  гамлетовских шуток», — момент, объясняющий фантастическую мощь
                  и   совершенство   его   драматургических   конструкций,   виртуозное
                  владение   всеми   компонентами,   непредсказуемость   сюжетного
                  развития,   достоверность   жизненного   материала   в   строках   его
                  произведений...
                        Возвращаясь к теме нравственности, заметим, что у Пушкина она,
                  даже   в   ничтожной   мере,   не   хорошие   манеры   и   воспитанность,   а
                  гигантский   духовный   заряд,   полный   гражданского,   социального
                  звучания! Поэт писал: «Закрытие фиатра и запрещение балов — мера
                  благоразумная. Благопристойность этого требовала. Конечно, народ
                  не   участвует   в   увеселениях   высшего   класса,   но   во   время
                  общественного бедствия не должно дразнить его обидной роскошью».
                  Это — глубоко русское! И демократизм этой фразы — русский, идущий
                  от   правды-матушки,   выстраданной   не   в   афинском   парламенте
                  периклов, а становым хрипом Разина... строками черновиков самого
                  Пушкина,   строками,   изуродованными   ножами   пера,   как   тело



                                                               154
   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161