Page 158 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 158

только   поэзии...   Вечный   затворник,   поэт,   знакомый   с   мировой
                  культурой   не   через   «кареты   с   лакеем»,   а   в   прямом   контакте   с
                  переводами,   торжественно   заявляет:   «Так!   Мы   можем   праведно
                  гордиться: наша словесность, уступая другим в роскоши талантов, тем
                  пред   ними   отличается,   что   не   носит   на   себе   печати   рабского
                  унижения. Наши таланты благородны, независимы».
                        Будем   объективны:   «печать   рабского   унижения»   российская
                  литература   на   себе   несла.   Не   все   таланты   российские   были
                  благородны и тем более независимы...
                        Но разве один только Пушкин не перевесит собой десятки и сотни
                  художников   мира   одним   прикосновением   к   перу,   парящему,   как
                  «Зевес»   в   Млечном   Пути   его   всепроникающей   и   всесокрушающей
                  МЫСЛИ!

                                         КАК ЖИТЬ И ПЛАКАТЬ БЕЗ ТЕБЯ...

                        Блок доказал, что любое время имеет свою прелесть. Называйте
                  его романтическим символистом или символическим романтиком —
                  поэт   оказался   на   вершине   гребня:   старый   мир   уходил,   новый
                  нарождался, и оба были прекрасны, как время, материализованное
                  самой жизнью!
                        Чистоплюй и интеллигент до мозга костей, он, как лошадь, тащил
                  ошметки надушенных слез фигляра Северянина, розово-мраморных
                  поэз Бальмонта, иудейскую первозданность Хлебникова... Был Блок
                  журналов   «Нива»,   колоколов,   жандармского   нахрапа,   калачей
                  Смирнова... Был Блок фолиантов и прудов, курсисток и бородатых
                  дворников,   пролеток   и   германских   паровозов...   Ему,   наверно,
                  нравилось   имя   ЭЛЕОНОРА,   но   не   меньше   КАТЯ...   Влюбленный   в
                  Петербург Расстрелли, он любил и веселых «красных людей», что,
                  «смеясь, разводили костры»... Автор стихов о Прекрасной Даме еще в
                  1903 году в «Фабрике» писал о рабочих: «и в желтых окнах засмеются,
                  что этих нищих провели...»
                        Блок был поэтическим мостом, через который, кто с пожитками,
                  кто   с   винтовкой,   перебежками   или   шагом   прошли   за   грань
                  семнадцатого люди той России в Россию эту — новую республику! С
                  ними   пошел   он   сам,   сожалея,   но   не   жалея,   помня,   но   не
                  противопоставляя, с глубокой верой в русскую землю и ее народ —
                  этим он жил и без этого бы умер! «Как жить и плакать без тебя!» —
                  восклицал поэт.
                        Блок не был пещерным материалистом, не был набожным — его
                  бог, архангелы и Азраилы — условие нравственного очищения... Ему
                  знакома олеография «красивых уютов» и смрад... У него «мелодией
                  одной звучат печаль и радость»...
                        Отдельная тема: Блок и Женщина. «О, я привык к этим ризам
                  Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам улыбки, сказки и
                  сны...» Ризы и карнизы — поэтическая бижутерия Величавой Вечной



                                                               156
   153   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163