Page 158 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 158
только поэзии... Вечный затворник, поэт, знакомый с мировой
культурой не через «кареты с лакеем», а в прямом контакте с
переводами, торжественно заявляет: «Так! Мы можем праведно
гордиться: наша словесность, уступая другим в роскоши талантов, тем
пред ними отличается, что не носит на себе печати рабского
унижения. Наши таланты благородны, независимы».
Будем объективны: «печать рабского унижения» российская
литература на себе несла. Не все таланты российские были
благородны и тем более независимы...
Но разве один только Пушкин не перевесит собой десятки и сотни
художников мира одним прикосновением к перу, парящему, как
«Зевес» в Млечном Пути его всепроникающей и всесокрушающей
МЫСЛИ!
КАК ЖИТЬ И ПЛАКАТЬ БЕЗ ТЕБЯ...
Блок доказал, что любое время имеет свою прелесть. Называйте
его романтическим символистом или символическим романтиком —
поэт оказался на вершине гребня: старый мир уходил, новый
нарождался, и оба были прекрасны, как время, материализованное
самой жизнью!
Чистоплюй и интеллигент до мозга костей, он, как лошадь, тащил
ошметки надушенных слез фигляра Северянина, розово-мраморных
поэз Бальмонта, иудейскую первозданность Хлебникова... Был Блок
журналов «Нива», колоколов, жандармского нахрапа, калачей
Смирнова... Был Блок фолиантов и прудов, курсисток и бородатых
дворников, пролеток и германских паровозов... Ему, наверно,
нравилось имя ЭЛЕОНОРА, но не меньше КАТЯ... Влюбленный в
Петербург Расстрелли, он любил и веселых «красных людей», что,
«смеясь, разводили костры»... Автор стихов о Прекрасной Даме еще в
1903 году в «Фабрике» писал о рабочих: «и в желтых окнах засмеются,
что этих нищих провели...»
Блок был поэтическим мостом, через который, кто с пожитками,
кто с винтовкой, перебежками или шагом прошли за грань
семнадцатого люди той России в Россию эту — новую республику! С
ними пошел он сам, сожалея, но не жалея, помня, но не
противопоставляя, с глубокой верой в русскую землю и ее народ —
этим он жил и без этого бы умер! «Как жить и плакать без тебя!» —
восклицал поэт.
Блок не был пещерным материалистом, не был набожным — его
бог, архангелы и Азраилы — условие нравственного очищения... Ему
знакома олеография «красивых уютов» и смрад... У него «мелодией
одной звучат печаль и радость»...
Отдельная тема: Блок и Женщина. «О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам улыбки, сказки и
сны...» Ризы и карнизы — поэтическая бижутерия Величавой Вечной
156