Page 163 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 163

Размер   строки   диктуется   задачей,   а   не   классическим
                  параметром... Он мог начинать из-за такта и остановиться раньше —
                  оставить свободным пространство для дыхания — сдавить пружину и
                  зафиксировать ее в таком положении навечно!
                        Мог уйти за размер, чтобы не сломать строку, или же наоборот,
                  ломал ее, создавая дробность, не нарушающую цельность замысла...
                        Многие   поэты   отграничивают   свой   словарь,   чтобы   не
                  превратиться   в   эрудита   за   счет   художника.   Маяковскому   это   не
                  грозило.   В   огромной   мастерской   язычника   был   бесконечный   ряд
                  предметов,   инструментов,   нужных   и   нет,   —   но   ему   они   были
                  необходимы — все! От обугленных щипцов косноязычия и руссизмов
                  —   до   стерильных,   не   видимых   в   руке   штучек   для   сшивания
                  мельчайших капилляров поэтической плазмы за гранью ирреального
                  и   мистического...   Он   сталкивал   идиомы,   обращал   репортаж   в
                  аллегорию, превращал реальность в пещерную, вызывая чувства и
                  ощущения   первобытных,   находящих   связи   между   явлениями,
                  понятиями и вещами, не имеющими никакой видимой между собой
                  связи...
                        В   какие   бы   дебри   ни   уводила   его   фантастическая   образность,
                  мысли,   чувства   и   ассоциации,   как   бы   ни   был   эфемерен   или
                  материален, сложен или прост, близок или чужд мир его стихов —
                  даже   если   это   сама   невозможность,   —   причинно-следственный
                  механизм был всегда четко отмечен и читался, как яркий рекламный
                  щит. Система его логических построений казалась порой алогичной,
                  парадоксальной, как открытие вне опыта, но никогда сомнительной,
                  как эврика шарлатана. Он не шаманил и решал поэтическую задачу
                  теми средствами, которые были необходимы для этого. Никогда не
                  пользовался высшей математикой там, где достаточно арифметики...
                  И наоборот.  Шел к цели кратчайшим путем, но если кратчайшим
                  путем был самый длинный, он избирал его. Не объяснял свеклу —
                  редиской, солнце — подсолнухом, политику — фармакологией...
                        В гранитной лестнице стиха были хрустальные перила — в их
                  спектре — все цвета, существующие в природе... Матерый реалист, он
                  мог   «утопать   в   борозде»,   и   по   образному   выражению   Китса,
                  «дотронуться   до   боли»;   пользоваться,   как   рабочим   инструментом,
                  элементами искусств, претендующих на самостоятельность «измов».
                  Его ранние стихи предвосхитили творчество и «правых и левых» —
                  Дали, Кафки, Беккета, Джойса и еще целой дюжины интеллектуалов,
                  открывающих пятачки своего «видения» на стартовой площадке этого
                  титана мысли! И если мировой авторитет этих художников лучшим
                  образом   объясняется   талантами   свободной   буржуазной   матери-
                  Европы, колыбели и цитадели мировой культуры, — то вот вам «ази-
                  ят» Маяковский — пролетарский поэт, в творчестве которого даже без
                  микроскопа   видишь   полный   набор   хромосом   и   генов   для
                  моделирования искусства XX века! Он еще не был в Европе, не видел



                                                               161
   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168