Page 165 - ГУДИЕВ - ВЕРШИНЫ
P. 165

Целуется газетными киосками,
                                          А шлейфа млечный путь моргающим пажом
                                          Украшен мишурными блестками.


                        Это все — его жена, которая «в шелках озерных висла, янтарной
                  скрипкой пели бедра...» Какая всепоглощающая нежность к женщине,
                  одухотворенной в бесконечном пространстве материи!..


                                          В бульварах я тону, тоской песков овеян:
                                          Ведь это ж дочь твоя —
                                          Моя песня
                                          В чулке ажурном
                                          У кофеен.
                        Так мы познакомились с дочерью Маяковского — песней! Более
                  краткой   и   разрушительно-прекрасной   метафоры   в   поэзии   нет!..
                  Стихотворение «...О моей маме» завершается:


                                          Мама,
                                          Если станет жалко мне
                                          Вазы вашей муки,
                                          Сбитой каблуками облачного танца, —
                                          Кто же изласкает золотые руки,
                                          Вывеской заломленные у витрин Аванцо?..


                        Здесь — вся женщина! И женщина — мать. Но это не мадонна
                  Леонардо,   это   «Плачущая   женщина»   Пикассо,   хотя   деформация
                  образа у Пикассо — акт драмы, и акт собирательный. Маяковский,
                  наоборот,   взрывает   свою   модель   на   куски,   в   каждом   из   которых
                  символика женской сути...
                        Мать   у   него   —   везде,   а   не   в   кресле   за   вязанием,   муки   ее
                  трансформируются в вазе, сбитой «каблуками облачного танца», и
                  если ноги Фемины парят в небесном танце, то заломленные руки ее
                  мы видим на витринах Аванцо. «Танца — Аванцо»! Потрясающе! В
                  глазах — «Грации» Ботичелли, песни апельсиновых рощ Адриатики...
                  Торжество женственности  и красоты с щелчком  в узком  за-пястьи
                  золотой руки, которую никто никогда не изласкает...
                        Четвертый   стих   «...Обо   мне   самом»   завершается   болью
                  всесокрушающей и обреченной:


                                          Я одинок, как последний глаз
                                          у идущего к слепым человека!


                        Слепцы Брейгеля шли к цели. Слепой Гомер писал «Илиаду».
                  Всевидящий   Маяковский   шел   к   слепым,   чтобы   поведать   им   о
                  трагедии зрячего!



                                                               163
   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170