logo

М О Я    О С Е Т И Я



1902

120. А. Л. ХЕТАГУРОВУ
7 марта 1902 г. Владикавказ

7 марта 1902 г.
Влад<икавка>з,
Воронцовская ул., д. 21.
УАЙДЗÆФ
Коммæгæсы ма цæв,—
и т.д.

Ацы чиныджимæ дæм нывтæ фервитын æмæ сын выставкаты искуы бынат ссар. Назови их этюдами: 1) «В осетинской сакле»; 2) «Природный мост в верховьях Кубани»; 3) «Перевал Зикара» и «Шамиль». Порядочного багета во всем Владикавказе не нашел. Устроился я здесь пока в холостой квартире. Скоро начну большую работу по живописи,— армяне отдают мне все иконы в расширенной церкви. Работа на все лето на 1500-2000 р. Кроме того, в ближайшем будущем газета «Казбек» переходит в руки солидной компании вполне интеллигентных людей, которые редактирование поручат мне. Здоровье мое в самом цветущем состоянии, бедро как будто никогда и не болело. Послал я в «Петербургские Ведомости» статью о лесопользовании на Кавказе, и до сих пор не печатают. Послал Жантиеву письмо, чтобы он понаведался. Пишу на  осетинском языке поэму «Хетаг». Василий, которому я читал написанную уже часть, настаивает, что у Хетага было два сына — Джеорджи и Гаджи. Гадзби совершенно отбился от рук. Пока Василий был здесь, он сидел дома, как только он уехал, так Гадзби и с собаками не сыщешь, ни днем ни ночью его нет дома, забежит домой на полчаса и опять драла. Остальные и учатся хорошо, и ведут себя образцово.
Мака совершенно извелась. Я этому шарлатану прочитал сам целую лекцию, и он хоть бы глазом моргнул! Душевный привет чындз'у и детишкам.
Ольге Ивановне, Лидии Николаевне и Лише низкий поклон. Будущему архиерею и Костику — салам. Самому тебе горячее объятие.
Твой Коста.
Греков если там, то и ему душевный привет!
Адрес: С.-Петербург.
Е В Р Александру Левановичу Хетагурову.
Николаевская, д. № 12, кв. 3.

 

121. НИКО ХЕТАГУРОВУ
<Первая половина марта 1902 г. Владикавказ>

Дорогой Нико!
Долги свои я уже уплатил. Василий погасил вексель в 200 р. Об этом я, впрочем, уже сообщил в предпоследнем письме.
С 15-го марта надо начать плотничную и столярную работу, так чтобы полная готовность дома могла быть окончена к 1 июля. Пока надо пойти на покупку соснового леса у Павла Яковлевича Попова, который сосновый лес громадными партиями получает с Урлаа и Нижнего Новгорода, все эти партии сплавляются в барках по Волге на Астрахань и Петровск. Попов — мой хороший знакомый, и он обещал скинуть 10% с обычной продажной цены,— переведи через отделение государственного банка 500 р. на покупку леса и 300 на наем плотников и столяров, всего 800 р. На штукатурщиков, печников и маляров понадобится не больше 300 р. Мебель мы возьмем с завода Крейчи. Лесничий Гургъохъ Газданов обещал дать мне фруктовые и хвойные деревья, дикий виноград для задрапирования стены сарая соседа, ограду двора с внутренней стороны обсадим сиренью.
Крышу я покрашу цинковыми белилами, такая окраска может продержаться более 10 лет, и никакой ржавчины не будет. Теперь уже крыша поржавела, так как была покрыта очень тонким слоем зеленой краски. По окончании к 1-му июля отделки дома ты хоть на 10 дней возьми отпуск, чтобы ты попал на освящение дома и на мою свадьбу. Любящий тебя брат
Коста.

 

122. ЦОЦКО АМБАЛОВУ
17 июля 1902 г. Владикавказ

Дорогой Цоцко!
Какой-то нечистый дух создает какие-то совершенно непонятные препятствия нашему делу. Гнездится эта нечистая сила в грязной душе тебе самому известной хорошо особы. Но нам с тобой надо вырвать из ее когтей несчастную Люлю. Сообщи мне точный адрес Иорама.
Твой Коста.
1902 г. 17 июля.
Вла<дикавказ>. Воронцовская, 21.

Адрес: с. Ардон.
Цоцко Амбалову

 

123. Л. 3. КИПИАНИ — КОСТА ХЕТАГУРОВУ
<Лето 1902>. Тифлис.
Коста! Посылаю тебе перевод твоего чудного «Сидзæргæс»— появилось в «Кавказском вестнике» (№ 7).

 

124. Г. В. СМИРНОВОЙ
25 сентября 1902 г. Владикавказ.

Дорогая Галя!
Я очень беспокоюсь, что не получаю ответа на мои письма.
Напишите откровенно — да или нет? — и сделайте это сейчас же. Привет всей семье!
Коста.
Адрес: губ. г. Ставрополь.
Е В Р Гале Васильевне Смирновой.
Александровская улица. Собственный дом.

 

125. Г. В. СМИРНОВА — КОСТА ХЕТАГУРОВУ
Конец сентября 1902 г. Ставрополъ

Дорогой Коста!

Мне очень тяжело писать это письмо. Люблю Вас, как брата, как друга, но нам не по пути.
Галя.

 

126. И. П. КРЫМШАМХАЛОВУ

Дорогой Ислам! Устрой возможно лучше моего земляка, доктора Газданова. Докажи ему, что наша Теберда — самый лучший курорт в мире. Как теперь твое здоровье? Привет твоей семье!
Твой Коста.

 

127. А. Г. ГАТУЕВ — КОСТА ХЕТАГУРОВУ
<Черновое>

Дорогой Коста!
На Ваше давнишнее письмо я могу ответить теперь только; простите меня, что до сих пор молчал. Вы в заботах о благосостоянии Георгиевского прихода и прихожан тамошних — осетин, просите устроить перевод туда священника Дигурова. Конечно, приятно слышать это от человека, искренне желающего родине своей все доброе и жертвующего для нее всем. Священник о. Николай Дигуров — пастырь примерный, и в сел. Георгиевском был бы? особенно полезный, но перевод его может состояться лишь по просьбе прихожан. Пусть прихожане и просят о возвращении к ним любимого пастыря и в то же время сумеют сдержанно сказать о Гагкаеве, о его перемещении в другой приход, тогда, думаю, Владыко переведет к ним священника Дигурова. Теперь это удобнее, потому что год учебный подходит к концу, а Дигуров охотно пойдет к вам в Георгиевский поселок. Он выражает сожаление, что по некоторым домашним обстоятельствам оставил его. Он просил бы и сам, но в нашей епархии существует правило раньше пяти лет службы не просить о перемене места. Все наши осетины так же неустроены, как были прежде, тогда как для преуспевания осетин нужно следовать мирными шагами и, главное, полагаться на вере православной. Церковь — это рычаг мощный, он только в состоянии оживить осетин, научить их взаимной любви и доброму труду. Хорошо было бы, если бы молодые наши люди воздерживались суетных и вольных рассуждений при народе и больше располагали бы народ к тому, что служит действительной пользе его. У нас, осетин, есть возможность достигать все святое, например, вместо рассуждений, посвящать свои силы просвещению простого народа; сколько у нас грамотных людей, которые не хотят помочь народу, внести в него добрые начала доброй жизни, твердо хранить добрые обычаи и правила жизни.
Я завидую грузинам — как они дружны, как они помогают друг другу — богатый бедному, высший низшему,— их братолюбию и стремлению созидать все на религии, на камне веры. Осетину, думаю, страшно вредно пускаться в область отрицания религии, тем более, что познания Бога и п…….