Всю свою жизнь провели в битвах доблестные нарты. Силу многих насильников сломили они, и не с кем стало им мериться силой.
Раздумались они, с кем бы еще помериться силой. И сказал тут бедовый Сырдон:
— Вы вот все богу молитесь. Испытали бы и его силу!
Нарты ответили ему:
— Так мы же не знаем, где он.
А Сырдон сказал:
— Вы только разгневайте его, а он тогда сам к вам явится.
— А чем мы можем разгневать его? — спросили нарты Сырдона.
- Чтоб вы пропали, нарты, - как вы непонятливы, - ответил им Сырдон. — Перестаньте молиться ему, забудьте имя его, словно его нет. Переделайте ваши двери, чтобы стали они высоки и, входя в дверь, не нужно было бы вам нагибать голову, чтоб не подумал бог, что вы ему кланяетесь. Сделайте все это, и он сам найдет вас.
Нарты сделали все, что посоветовал им Сырдон. Двери свои сделали высокими. Перестали молиться.
Когда перестали они поминать бога, прислал он к ним ласточку:
— Лети от меня к нартам и спроси их, чем они обижены.
Прилетела ласточка, села на молодое деревцо, что росло на нартском Нихасе, и защебетала по-хатиагски:
— Я к вам как посредник прислана. Человек, которому вы поклонялись, прислал меня, чтобы спросить вас: «Что я сделал, нарты, такое, из-за чего вы обиделись?»
Урызмаг понимал по-хатиагски и обратился к нартам:
Урызмаг передал все ласточке.
Улетела ласточка, явилась к богу и передала ему слова нартов.
Бог опять послал ласточку:
— Вернись еще раз и скажи им: в случае если я вас осилю, то чего вы хотите: чтобы я полностью искоренил ваш род или чтобы все-таки оставил вам плохое потомство?
Опять прилетела к нартам ласточка, пересказала им слова бога. Переглянулись нарты и сказали:
— Если хочет искоренить наш род, то пусть совсем искореняет.
Тут заговорили некоторые неразумные:
— Чем быть без потомства, пусть лучше хоть плохое потомство останется.
И тогда сказал Урызмаг:
— Чем оставить плохое потомство, лучше остаться совсем без потомства. Для чего нам вечная жизнь? Нам вечная жизнь не нужна. Пусть он даст нам вечную славу.
И все нарты согласились с тем, что сказал Урызмаг. Тут разгневался на них бог, послал против них Уастырджи, и проклял их Уастырджи:
— Пусть однодневный ваш труд даст вам не больше одного мешка зерен.
Так и стало. И сколько копен хлеба ни обмолотят нарты за день, а больше одного мешка зерен не получается.
Но смышлены были нарты, пораздумали они и стали обмолачивать за день всего по одному угасу, что из семи снопов. С каждых семи снопов стали получать они по одному мешку в день, а с каждой копны — по десять мешков.
И по-прежнему в сытости проходила у них жизнь.
Узнал об этой хитрости бог, еще раз их проклял, и оставались поля их вечно зелеными при солнечном свете, а зрелыми и годными к жатве становились они только ночью.
Когда ни выйдут днем нарты, а хлеба все зелены. Тогда попробовали они по ночам жать. Но только подойдут к ниве, сразу зрелые хлеба превращались в зеленя.
Опять пошли нарты на хитрость. Поставили они шалаши возле нив своих и с вечера уходили туда, вооруженные луками и стрелами. На стрелы надели они раздвоенные наконечники и по ночам пускали стрелы по созревшим хлебам. Раздвоенными наконечниками срезали они колосья — и колосья эти оставались зрелыми. Теперь, когда нарты мололи хлеб, не отделяли они стеблей от зерен, и мололи все вместе.
Так прожили они еще один год. А потом сказали друг другу:
- Что ж это делаем мы? Ведь сами мы дали согласие богу: чем бесславная долгая жизнь, лучше гибель со славой.
Так пришел конец прославленным нартам.
СОДЕРЖАНИЕ