УАРХАГ И ЕГО СЫНОВЬЯ
Красавица Дзерасса
Трое, что постарше его, сели по одну сторону, четверо, что моложе его, сели по другую. — По осетинским обычаям, за столом усаживаются по старшинству; гость, даже в том случае, если он годами и моложе, усаживался выше своих старших, но не выше самого старшего.Рождение Урызмага и Хамыца
Не до нижнего яруса башни Ахсартага, а на самый верх башни, в почетные комнаты проводите ее. - Боевые башни у осетин, воздвигавшиеся в стратегически важных местах, во время нападения врагов служили и для укрытия запасов пищи и воды и обычно имели 3-5 ярусов. Женщинам в боевые башни нельзя было входить. Поэтому приведенные слова старейших нартов свидетельствуют об исключительном внимании, которое они хотели оказать жене Ахсартага - Дзерассе.А пока спокойнее мне будет не в высокой башне, а в темном хлеву. - В старину осетинки рожали в постели, разостланной на соломе, большей частью в хлеву.
Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага
...и старый Уархаг взял Дзерассу себе в жены. - Обычай, когда жена убитого на войне осетина выходила замуж за свекра или другого члена семьи, сохранился вплоть до XIX в.Рождение Шатаны
По некоторым вариантам от Дзерассы, после того как Уастырджи появился в ее склепе со своим конем и собакой, родились не только мудрейшая из женщин Шатана, но и Арфан - первый конь на земле - быстроногий и неутомимый конь старейшего нарта Урызмага, а также Силам — первая собака на земле.
ШАТАНА И УРЫЗМАГ
Как Шатана стала женой Урызмага
- Девушка, девушка, из их рода девушка... Ведь если не приготовлю я угощения, брат твой, возвратившись, будет очень недоволен мною — это мне хуже смерти. — По старинным обычаям, осетинка не называла по имени ни своего мужа, ни его братьев, ни отца, ни мать, ни его сестер. Если они были старше ее самой, она не могла говорить с ними, исключая золовок, с которыми она разговаривала, не произнося, однако, их имен.Безымянный сын Урызмага
- Видишь, когда оказывали мне честь нарты и долю мою присылали с нартских больших пиров, я все сберегала, и вот пригодилось! — сказала Шатана. — По осетинским обычаям, старикам и больным, не могущим присутствовать на пиршествах, а также почетным женщинам всегда присылают угощение, т. е. их долю.Урызмаг и Кривой Уаиг
Наилучший из мужчин — Урызмаг, а наилучшая из женщин - Шатана. — Как видно из приводимых слов, в сказании должно было бы быть показано не только превосходство Урызмага перед другими нартами, но и Шатаны над всеми женщинами. Однако та часть сказания, в которой доказывается превосходство Шатаны, пока не найдена.
Последний поход Урызмага
Нельзя мне быть похороненным на кладбище нартов. — По древним обычаям, смерть мужчины не в бою, т. е. дома, считалась бесславной.
СОСЛАН
Чем небожители одарили Сослана
... пусть охотник, собираясь на охоту, захватит с собой из дому три лепешки, на перевале пусть ими помянет меня. А потом, когда на Черной Горе будет ему удача и убьет он зверя, пусть правую лодыжку побережет он и отдаст ее тому, кого первого встретит. - Тут имеется в виду обычай, когда охотники брали с собой в дорогу три большие лепешки или три пирога с сыром и какой-нибудь напиток. Перед началом охоты самый старший с наполненным рогом в руке совершал над пирогами молитвославие, прося у Афсати удачи. Убив зверя, охотники давали первому встречному его правую лодыжку.Сослан ищет того, кто сильнее его
Хорошо он сплясал на земле, но не хуже сплясал он на плечах нартских юношей. - Имеется в виду двух- и трехъярусный осетинский танец симд. В старину симд был чисто мужским хороводным танцем. Пляшущие клали руки на плечи друг другу, образуя замкнутый круг. На их плечи становился второй, затем третий ряд мужчин. Пляска заключалась в плавных ритмических движениях и сопровождалась песнями.
Сослан и гумский человек
Это совсем не диво, — сказал заяц, убегая. - Диво ты увидишь за Гумским перевалом. — Несмотря на такое прямое указание о том, что нарт Сослан «большее диво» должен увидеть за Гумским перевалом, в записанном варианте сказания этого «дива» не приводится.Как Сослан женился на Бедохе
И вот видит он, что змея выползла из норы и держит она в пасти волшебную бусину — бусину исполнения желаний. — По старинным поверьям, эта бусинка бывает в пасти ядовитой змеи. Обладатель бусинки может сделать все, что захочет: оживить покойника, вылечить больного, найти любое сокровище и т. д.
Смерть Сослана
Самым дрянным деревом будешь ты навеки; чтобы делать краску, будут обдирать с тебя кору, а сама ты засыхать будешь! — Из коры ольхи осетины изготавливали краску для шерстяных тканей.
СЫРДОН
Поход нартов
... и никто из них не поднялся навстречу ему. — Когда входил старший по возрасту, все присутствующие должны были встать и стоять до тех пор, пока он не сядет.Как появился фандыр
Ведь у нас в доме над очагом еще цепь не висит... - Надочажная цепь была непременной принадлежностью всякого осетинского хадзара (дома) и считалась священной.
ХАМЫЦ И БАТРАДЗ
Как Хамыц женился
Бросил Хамыц сухие ветки на тушу оленя. — Старый охотничий обычай. На убитого зверя бросают щепки или кусочки хвороста со словами пожелания удачи охотнику.Батрадз и Пестробородый Уаиг
Тому, у кого хватит смелости стать нашим пастухом и спасти наши стада от Пестробородого Уаига, предназначено это. - Работа общественного пастуха у осетин считалась почетной. Защита стада от нападения хищных зверей и, главным образом, от грабителей требовала от пастуха большой отваги и находчивости.
АЦАМАЗ
Ацамаз и алдар Мысыра
...огонь очага залью водой. — Угроза поголовного истребления семьи, главным образом ее мужской части.
ОТДЕЛЬНЫЕ СКАЗАНИЯ
Айсана
Свой громовик подарю я ему. — Здесь под громовиком подразумевается гром. Осетины первый весенний дождь и первый гром встречали радостно, как предвестников обильного урожая. Впоследствии, с появлением пороха громовиком охотники называли также ружье.
Уастырджи и нарт Маргудз Безносый
Если ты испугался, дай я на тебя свой платок накину... — Выражение, считавшееся большим оскорблением для мужчины.
О, чтоб стать вам наследниками ваших родных, нынешние юноши! — Проклятие, означающее: чтобы вам лишиться родных.
СОДЕРЖАНИЕ