logo

М О Я    О С Е Т И Я



ПРИМЕЧАНИЯ


УАРХАГ И ЕГО СЫНОВЬЯ

Красавица Дзерасса

Трое, что постарше его, сели по одну сторону, четверо, что моложе его, сели по другую. — По осетинским обычаям, за столом усаживаются по старшинству; гость, даже в том случае, если он годами и моложе, усаживался выше своих старших, но не выше самого старшего.

Рождение Урызмага и Хамыца

Не до нижнего яруса башни Ахсартага, а на самый верх башни, в почетные комнаты проводите ее. - Боевые башни у осетин, воздвигавшиеся в стратегически важных местах, во время нападения врагов служили и для укрытия запасов пищи и воды и обычно имели 3-5 ярусов. Женщинам в боевые башни нельзя было входить. Поэтому приведенные слова старейших нартов свидетельствуют об исключительном внимании, которое они хотели оказать жене Ахсартага - Дзерассе.

А пока спокойнее мне будет не в высокой башне, а в темном хлеву. - В старину осетинки рожали в постели, разостланной на соломе, большей частью в хлеву.

Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага

...и старый Уархаг взял Дзерассу себе в жены. - Обычай, когда жена убитого на войне осетина выходила замуж за свекра или другого члена семьи, сохранился вплоть до XIX в.

Рождение Шатаны

По некоторым вариантам от Дзерассы, после того как Уастырджи появился в ее склепе со своим конем и собакой, родились не только мудрейшая из женщин Шатана, но и Арфан - первый конь на земле - быстроногий и неутомимый конь старейшего нарта Урызмага, а также Силам — первая собака на земле.

 

ШАТАНА И УРЫЗМАГ

Как Шатана стала женой Урызмага

- Девушка, девушка, из их рода девушка... Ведь если не приготовлю я угощения, брат твой, возвратившись, будет очень недоволен мною — это мне хуже смерти. — По старинным обычаям, осетинка не называла по имени ни своего мужа, ни его братьев, ни отца, ни мать, ни его сестер. Если они были старше ее самой, она не могла говорить с ними, исключая золовок, с которыми она разговаривала, не произнося, однако, их имен.
Чаще всего жена называла своего мужа «хозяин моей головы», «наш мужчина», золовку — «его (т. е. мужа) сестра», «их девушка» и т. д. Муж, в свою очередь, называл свою жену «наша хозяйка», «старая», «старуха» и т. д.

Безымянный сын Урызмага

- Видишь, когда оказывали мне честь нарты и долю мою присылали с нартских больших пиров, я все сберегала, и вот пригодилось! — сказала Шатана. — По осетинским обычаям, старикам и больным, не могущим присутствовать на пиршествах, а также почетным женщинам всегда присылают угощение, т. е. их долю.

  1. Приготовься к пиру, наша хозяйка! — По старинным обычаям, муж не произносил имени своей жены и называл ее не «жена», а «наша хозяйка», «наша женщина», «хорошая женщина», «наша старуха» и т. д. (См. примечание к сказанию «Как Шатана стала женой Урызмага».)
  2. Не устраивает он по мне поминок, и бесприютен я здесь, среди мертвецов. - Осетины в старину верили, что покойники продолжают жить в Стране Мертвых, поэтому считали необходимым заботиться о них так же, как и о живых.
  3. Я поеду вперед — пусть с сегодняшнего дня не будет позором, если младший поедет впереди старшего. — Согласно старинному обычаю младший по возрасту по узкой дороге должен ехать впереди старшего, а по широкой дороге - по левую сторону от него.
  4. Недоставало вам, старшие, головы — вот вам голова. Не хватало вам, младшие, уха - вот вам ухо. - Помимо прочих мясных кушаний, перед старшими на пиру обязательно кладут сваренные голову и шею животного. Старшие отрезают уши животного и тут же передают их самым младшим из мужчин. В данном случае Безымянный сын Урызмага, как победитель, бросил голову ястреба и ухо волка на столы пировавших.

Урызмаг и Кривой Уаиг

Наилучший из мужчин — Урызмаг, а наилучшая из женщин - Шатана. — Как видно из приводимых слов, в сказании должно было бы быть показано не только превосходство Урызмага перед другими нартами, но и Шатаны над всеми женщинами. Однако та часть сказания, в которой доказывается превосходство Шатаны, пока не найдена.

 

Последний поход Урызмага

Нельзя мне быть похороненным на кладбище нартов. — По древним обычаям, смерть мужчины не в бою, т. е. дома, считалась бесславной.

 

 

СОСЛАН

Чем небожители одарили Сослана

... пусть охотник, собираясь на охоту, захватит с собой из дому три лепешки, на перевале пусть ими помянет меня. А потом, когда на Черной Горе будет ему удача и убьет он зверя, пусть правую лодыжку побережет он и отдаст ее тому, кого первого встретит. - Тут имеется в виду обычай, когда охотники брали с собой в дорогу три большие лепешки или три пирога с сыром и какой-нибудь напиток. Перед началом охоты самый старший с наполненным рогом в руке совершал над пирогами молитвославие, прося у Афсати удачи. Убив зверя, охотники давали первому встречному его правую лодыжку.
Но и я даю тебе слово, нартское слово, что последнюю лопату зерна каждого урожая мы отдавать будем тебе. — Во время молотьбы, отделяя мякину от зерна, последнюю его лопату, подбрасывали высоко и рассеивали по ветру, как дань, положенную Галагону - покровителю ветров.
Отныне пусть нарты строят мельницы на моих бегущих водах, а я поручу резвым моим дочерям, чтобы они днем и ночью вертели в воде колеса. — По осетинской мифологии, в морях и реках живут «девушки вод» - дочери владыки морей и рек Донбеттыра (ср. с русалками).

Сослан ищет того, кто сильнее его

Хорошо он сплясал на земле, но не хуже сплясал он на плечах нартских юношей. - Имеется в виду двух- и трехъярусный осетинский танец симд. В старину симд был чисто мужским хороводным танцем. Пляшущие клали руки на плечи друг другу, образуя замкнутый круг. На их плечи становился второй, затем третий ряд мужчин. Пляска заключалась в плавных ритмических движениях и сопровождалась песнями.

 

Сослан и гумский человек

Это совсем не диво, сказал заяц, убегая. - Диво ты увидишь за Гумским перевалом. — Несмотря на такое прямое указание о том, что нарт Сослан «большее диво» должен увидеть за Гумским перевалом, в записанном варианте сказания этого «дива» не приводится.

Как Сослан женился на Бедохе

И вот видит он, что змея выползла из норы и держит она в пасти волшебную бусину — бусину исполнения желаний. — По старинным поверьям, эта бусинка бывает в пасти ядовитой змеи. Обладатель бусинки может сделать все, что захочет: оживить покойника, вылечить больного, найти любое сокровище и т. д.

 

Смерть Сослана

Самым дрянным деревом будешь ты навеки; чтобы делать краску, будут обдирать с тебя кору, а сама ты засыхать будешь! — Из коры ольхи осетины изготавливали краску для шерстяных тканей.

 

СЫРДОН

Поход нартов

... и никто из них не поднялся навстречу ему. — Когда входил старший по возрасту, все присутствующие должны были встать и стоять до тех пор, пока он не сядет.
Почки с жиром он зажарил отдельно и привесил их к усам своим - на каждый ус по одной почке. — Имеется в виду шашлык.

Как появился фандыр

Ведь у нас в доме над очагом еще цепь не висит... - Надочажная цепь была непременной принадлежностью всякого осетинского хадзара (дома) и считалась священной.

 

ХАМЫЦ И БАТРАДЗ

Как Хамыц женился

Бросил Хамыц сухие ветки на тушу оленя. — Старый охотничий обычай. На убитого зверя бросают щепки или кусочки хвороста со словами пожелания удачи охотнику.
Скажите, кому из вас предназначено стать сестрой моей? -Родственники жениха выбирают из его товарищей одного распорядителя в качестве кухылхацаг, с этого времени считающегося названым братом невесты. Кухылхацаг — в буквальном переводе «держащий (невесту) под руку».

Батрадз и Пестробородый Уаиг
Тому, у кого хватит смелости стать нашим пастухом и спасти наши стада от Пестробородого Уаига, предназначено это. - Работа общественного пастуха у осетин считалась почетной. Защита стада от нападения хищных зверей и, главным образом, от грабителей требовала от пастуха большой отваги и находчивости.

 

 

АЦАМАЗ

Ацамаз и алдар Мысыра

...огонь очага залью водой. — Угроза поголовного истребления семьи, главным образом ее мужской части.
Опять стали биться они, и только ночная тьма прервала этот бой. — Предки осетин не вели боя до восхода и после заката солнца, равно как и не нападали на своих недругов, заранее не известив их о своем намерении идти на них войной.

 

 

ОТДЕЛЬНЫЕ СКАЗАНИЯ

Айсана
Свой громовик подарю я ему. — Здесь под громовиком подразумевается гром. Осетины первый весенний дождь и первый гром встречали радостно, как предвестников обильного урожая. Впоследствии, с появлением пороха громовиком охотники называли также ружье.

Уастырджи и нарт Маргудз Безносый
Если ты испугался, дай я на тебя свой платок накину... — Выражение, считавшееся большим оскорблением для мужчины.
О, чтоб стать вам наследниками ваших родных, нынешние юноши! — Проклятие, означающее: чтобы вам лишиться родных.

СОДЕРЖАНИЕ


 Нартский эпос осетин - неувядаемый фольклорный шедевр
 Ацамаз и алдар Мысыра
 Ацамаз и красавица Агунда
 Рождение Сослана и его закалка
 Чем небожители одарили Сослана
 Сослан ищет того, кто сильнее его
 Сослан и гумский человек
 Сослан и сыновья Тара
 Как Сослан и Сырдон стали врагами
 Как Сослан женился на Бедохе
 Как Сослан спас Шатану из озера Ада
 Как Сослан женился на Кошер
 Сослан в стране мертвых
 Смерть Сослана
 Рождение Сырдона
 Поход Нартов
 Как появился Фандыр
 Как Сырдон опять обманул Нартов
 Как Сырдон обманул Уаигов
 Как Сырдон устроил поминание по своим покойникам
 Кто кого обманул
 Сырдон после смерти
 Рождение Ахсара и Ахсартага
 Яблоко Нартов
 Красавица Дзерасса
 Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага
 Как Хамыц женился
Рождение Батрадза
 Как Батрадза из моря выманили
 Игры маленького Батрадза
 Батрадз, сын Хамыца, и Арахдзау, сын Деденага
 Батрадз и пестробородый Уаиг
 Как Батрадз закалил себя
 Как Батрадз спас Урызмага
 Батрадз и Тыхыфырт Мукара
 Батрадз и заносчивый сын Уаига Афсарона
 Кривой Уаиг Афсарон мстит Нартам
 Как Батрадз спас именитых Нартов
 Как Батрадз спас Сослана
 Как Батрадз взял крепость Хиза
 Батрадз и чаша Уацамонга
 Женитьба Батрадза, или симд Нартов
 Смерть Хамыца
 Как Батрадз отомстил за смерть отца
 Как Шатана стала женой Урызмага
 Как Урызмаг разводился с Шатаной
 Безымянный сын Урызмага
 Урызмаг и кривой Уаиг
 Последний поход Урызмага
 Как появилось пиво
 Кому досталась черная ллсица
 Ахсартаггата и Бората - кровники
 Нарты и череп Уаига
 Айсана
 Сын Шатаны
 Нарт Сыбалц, сын Уархтанага
 Тотрадз и Сослан
 Бедзенагов сын удалой Арахдзау
 Саууай
 Уастырджи и нарт Маргудз Безносый
 Гибель Нартов
 Примечания
 Словарь

Нартские сказания на осетинском языке